Смерть человека – трудный момент для близких покойному людей. Родные и друзья готовятся проститься с умершим и проводить его в последний путь. Как происходят в православии ритуалы предания теле земле? По каким канонам проходят обрядовые службы и похороны?
Принятие смерти в православии
Христиане понимают смерть как перемену. В эту пору тело и душа расстаются. Ведь плоть смертна, а душа – нет. Если при жизни человек стремился выполнять божественные заповеди, у него остается надежда на спасение через крестную жертву, принесенную в свое время Иисусом Христом. Однако, несмотря на веру в бессмертие души, процесс похорон почившего родственника остается для православных довольно трудной задачей.
Во время похорон христиане печалятся и скорбят. Но горечь понесенной утраты становится меньше при мысли о том, что в свое время каждый верующий будет воскресен. А потому разлука с почившими родными – временная.
Цель похорон
По сути, в православии не важно, как именно будут проведены похороны почившего. Случается, что люди пропадают без вести в горах или погибают в морской пучине, и тела их никогда не находят. На посмертную участь верующего это не влияет. Но близким важно, чтобы кончина усопшего была проведена по христианским канонам: это помогает принять факт смерти и попрощаться с дорогим человеком.
Как проводят погребальные ритуалы?
Подготовка к православным обрядам тесно сочетается с мирскими процедурами: констатацией доктором биологической смерти, осмотром тела представителями полиции и прочими. Как правило, впоследствии упокоившегося отправляют в морг. Если же близкие решают оставить тело дома, нужно провести специальные подготовительные церемонии. Так, покойника омывают теплой водой и читают молитвы, а после – облачают в чистые одежды, надевают нательный крест, помещают на стол и укрывают саваном. Прежде чем положить тело в домовину, и гроб и само тело окропляют святой водицей. Глаза усопшего закрывают, руки располагают крестом (правая длань – сверху).
Все время, пока тело усопшего находится в доме, здесь горит свеча либо лампада. На грудь покойного кладут иконку (с образом Пресвятой Богородицы – для женщин, с ликом Спасителя – для мужчин), в руки вкладывают крест, на лоб помещают венчик.
В ходе церковного отпевания верующие читают над гробом Псалтырь. Гроб с телом располагают посреди храма, ногами к алтарю. По всем четырем сторонам домовины горят свечи. Отпевание, как и сами похороны (погребение), проводят на третий день после физической смерти человека. При этом счет ведут с момента кончины – это и есть первый день. То есть если кто-то почил в понедельник, то совершать погребальные обряды необходимо в среду. Важно: в день Рождества Христова и в Пасху умерших не вносят в храмы, чины погребения тоже не совершаются – такие службы переносят на следующий день.
В обычные же дни (в дни похорон) в ходе скорбного богослужения Церковь молит простить грехи почившего, дабы дать ему возможность попасть в Царствие Небесное. По окончании службы домовину с телом перемещают на кладбище и опускают в подготовленную могилу. Считается, что умерший попадает в землю для того, чтобы в свое время восстать по зову Бога. В ходе церемонии могила оборудуется небольшим холмиком, у ног почившего устанавливается деревянный крест – символ жертвы, принесенной Христом во имя человечества, и знак надежды людей на грядущее воскресение.
Память о почившем
Сразу после похорон, близкие поминают усопшего за специальной трапезой. Гостям обязательно подают кутью: пшеничную кашу со сладостями или изюмом. Почему? Зерновая культура призвана напоминать об умершем: его кладут в землю, как и зерно, – а со временем человек, как и семя хлебного злака, вновь возродится. Мед, изюм и другие сладости в блюде символизируют наслаждение и блаженство, ожидающие верующих в Раю. На поминках родственники скорбят о расставании с упокоившимся в нынешней, земной жизни.
Принято поминать почивших на третий, девятый и сороковой день после их смерти. В этот период участь каждого умершего решается на Небесах. Дабы помочь душе в прохождении многотрудного пути, близкие молятся за усопшего: делать это можно и самостоятельно и заказав в храме Сорокоуст. Есть и особые дни поминовения, например, на Радуницу. В эту пору верующие посещают и убирают могилки родных, молятся. Важно помнить, что житие человека не завершается вместе с похоронами. Душа покойного нуждается в молитвах. Поминовением и молитвами близкие помогают освободившейся человеческой сущности пройти посмертные мытарства и попасть в Царство Божие.